«Что происходит с вином в Беларуси?», — рассказывает сомелье Виталий Шкудун.

О, племя молодое, взываю к твоей сознательности. Дальше речь пойдет о пока что запретном тебе плоде. Вино пить тебе все равно нельзя, но если назвать его «кровью Христовой», то можно. Но не огорчайся, если вдруг хочешь попробовать вино до совершеннолетия — становись христианином.
В противном случае, почитай-ка о крутом князе, который правил в Беларуси почти 1000 лет назад!

Истина-то, безусловно, в вине – вопрос в каком?

Так уж сложилось, что наша страна — традиционно пьющая и постоянно попадает в ТОП-рейтингов алкоупотребления. Но вино только набирает популярность в нашем ойкумене.
Как попадают бутылки с самым солнечным напитком на полки беларуских магазинов и баров, какие тенденции, связанны с ним в мире и стране, что предпочитают минчане и куда стоит сходить, чтобы окунуться в восхитительно-ароматный мир энологии, «Будзьма!» попросила рассказать, настоящего профессионала в деле употребления и импорта вина в Беларусь, представителя компании «Тадеум» Виталия Шкудуна.
Виталий Шкудун, представитель компании "Тадеум".

— В каждом случае, когда мы думаем – какое вино привезти в Беларусь, изначально предполагаем где оно будет продаваться. Для магазинов – одни требования, для кафе и ресторанов – совершенно другие.
Первые площадки, где закупаем, — это сами хозяйства-производители. Здесь в основном наработанные контакты, мы уже знаем, что ожидать. Оцениваем, будет ли тот или другой вид вина интересен в Беларуси и, конечно, немаловажна цена продукции.
Другая история – это винные ярмарки и форумы. Наиболее крупные проходят в Дюссельдорфе, Бордо и Вероне. На них собирается практически весь винный мир. Здесь можно отследить мировые тенденции в производстве и маркетинге этого благородного напитка. Как правило, наиболее раскрученные бренды принадлежат корпорациям, в портфеле каждой по нескольку десятков производителей. Первыми винные кооперативы начали делать французы, потом подключились итальянцы, а сейчас это общемировая практика.
В этом сезоне наметилась вторая волна прихода австралийских и южно-американских вин в Европу. Первая попытка была сделана лет 8 назад, с тех пор во многих наших заведениях в ассортименте есть чилийские и австралийские вина. Посмотрим, чем смогут сейчас нас удивить виноделы этих регионов!
Слепо за модой мы не следуем, основные критерии отбора вин для Беларуси – это цена-качество, известность производителя, звучность вина и, конечно, интересы нашего рынка, который мы стараемся сами формировать ). Четыре года назад мы решили, что Беларуси просто необходимо «Prosecco». Название, конечно, для нас довольно смешное, но сейчас все знают, что, придя в ресторан, надо заказывать именно это игристое. Плюс, это вино позволило, в паре с другим «оранжевым напитком» стать абсолютным хитом летних террас. Каждый месяц у нас появляются какие-то интересные идеи, происходит мозговой штурм, оценивается коммерческая успешность задумки. Порой, мы идем на эксперимент, и всегда, он заканчивается успехом, становится трендом нашего винного рынка.

— Получается, что на вино есть мода?

— Однозначно, да! Постоянно появляются новые прекрасные вина, подключаются новые регионы, возникают новые технологии. Опять-таки мода формируется знаковыми людьми в энологии: популярными винными критиками и сомелье. Немаловажен природный фактор. Может быть так, что в ординарном регионе получился отличный урожай лозы, и вино, изготовленное из нее, однозначно стоит привезти.

— Традиционно Беларусь – это страна без вина, у нас как-то больше употребляют крепкое спиртное и пиво, что-нибудь меняется в последнее время?

— Общемировая тенденция — это снижение градуса при потреблении. Если можно так выразиться, люди переходят на более здоровый алкоголь, Беларусь – не исключение. Я занимаюсь вином с 1999 года и могу сказать, что 10 лет назад его пило гораздо меньше людей. Тогда в портфеле поставщика алкоголя было не более 6-10 линеек. Вино стоило довольно дорого и подолгу не продавалось. Сейчас картина совершенно другая, могу сказать, что стало хорошим тоном – выпить бокал вина за ужином, сходить в бар и попробовать новый сорт. Да, и сами вина стали  доступнее.
То есть мы постепенно отходим от понятия «КПД алкоголя». Если раньше наш человек четко знал, что в бутылке водки больше «активного вещества», а стоит дешевле. Сейчас же люди стремятся получить ощущения, эмоции, удовольствие от напитка.
Выпить хотят все, но более качественно, что ли :). Народ начинает следить за своим здоровьем, но только один ЗОЖ – это утомительно, хочется расслабиться. Вино помогает.

— Один очень уважаемый мной человек, посетив винный бар «Хороший год», сказал, что это очень хорошая идея, но слегка преждевременная. Вот лет через 10, когда «айтишники» повзрослеют, им станут интересны более статусные напитки, то успех был бы полным. Что скажите?

— Минск отстает от той же самой Москвы лет на 7-10. Там была примерно такая же ситуация, как и у нас. Сначала популярны крепкие напитки, потом расцвет коктейльных баров, затем последовала мода на вино. Сейчас наблюдается история перехода на специализацию винных баров, то есть в одном месте продается только французское, в другом – итальянское, в третьем – испанское, в четвёртом российское. Думаю, что будет так и у нас. Первые шаги были сделаны с открытием «Винного шкафа», «SVOBODY 4», «Хорошего года». Они первопроходцы, но им стоит готовиться к серьезной конкуренции дальше. Вино набирает популярность, уверен, что в ближайшее время появится довольно много баров, специализирующихся на вине. Меня это очень радует. Заведения все-таки большей частью открываются для того, чтобы людям было куда прийти, познакомиться друг с другом. Если в начале была мода встречаться в клубах, то сейчас площадками для общения стали винные бары. Их атмосфера диктует стиль поведения, поэтому все стало более элегантно, что ли. Получается, что «папики» прививают хороший вкус к вину барышням :). Все в итоге получают то, что хотят.

— Я так понимаю, что многие задумываются не только об открытии того или иного заведения, но и хотят стать вашими конкурентами, импортировать вино в Беларусь? Сейчас это возможно или все-таки игра не стоит свеч.

— Сейчас в стране около 30 предприятий, которые занимаются поставками вина. В основном это взрослые и опытные игроки рынка.. Но все-таки стоит подумать – а надо ли оно вам. Смотрите, активная аудитория, для которой работают поставщики, — это около полумиллиона человек. Сколько будут отбиваться ваши затраты? Считайте сами. Есть правда вариант, завозить в страну дорогое вино. Здесь условия попроще. Необходимо иметь в уставном фонде более 250.000 евро, склады площадью не менее 1000 кв.м. и привозить напиток стоимостью более 10 евро за бутылку при закупке. Я знаю 2 такие фирмы, одна специализируется на Франции, вторая – на Италии. Но это работа на узко ограниченном сегменте, важно понимать, что своего покупателя пока что будет довольно сложно найти. Это очень сложный путь.

— Хорошо, сегмент вина в Беларуси развивается, интерес к нему. Но до культуры потребления, я так понимаю, нам еще очень далеко. В какие заведения вы бы посоветовали ходить, так сказать, набираться опыта в энологии?

— Конечно, это «Хороший год», «SVOBODY 4», «Винный шкаф». Ребята отлично подняли тему информированности и трансляции своих знаний гостям. Впору самому туда приходить, чтобы узнать и попробовать что-то новое. Отличный сервис и подборка вина в «Tapas bar», «Bergamo», «Café de Paris». Очень приятные цены в «Грюнвальде», знаю сколько стоит вино, так вот здесь отличный выбор по соотношению цена-качество. Если ко мне приезжают гости из-за рубежа, то я их обязательно веду в «Bisro de Luxe», «News cafe», просто по щелчку пальца ты переносишься в хорошее заведение Нью-Йорка. Минск, в целом, очень сильно подтянулся за последнее время, и вино как и гастрономическая культура, стали хорошим тоном.

— Окей, тогда посоветуйте молодежи, как правильно выбирать вино в магазине? Там-то явно будет дешевле, можно что-то хорошее найти?

 
— Это довольно просто, кстати! Я сам применяю свои навыки каждый день, постоянно покупаю вина конкурентов, отслеживаю рынок. Допустим, если о напитке вы ничего не знаете, подходите к полке, сразу отбрасываете то, что стоит меньше 15 рублей. Берете в руки бутылку и смотрите, чтобы этикетка была качественной, содержала информацию о производителе. Обязательно смотрите на то, чтобы был указан сайт компании. Сейчас даже в глухой итальянской деревушке виноделы понимают, что Интернет – это очень важно. Дальше смотрим на процентное содержание алкоголя, если меньше 12.5 градусов. Дальше смотрите год производства, если он не указан, то на этикетке обязательно отображена дата розлива. И чем  моложе, тем лучше, это в погребах вино может храниться очень долго, не теряя своих потребительских качеств. Когда оно перекочевывает на полки магазинов, дни его сочтены: бутылку трясут, помещают в разные температуры, ставят в вертикальное положение на витрину, где еще добавляется постоянное влияние ультрафиолета. Могу сказать, что в магазине вино живет не больше недели без потери потребительских качеств. Еще могут помочь специализированные Интернет-сервисы, например, «Vivino».

Ну, и напоследок, хочу пожелать вам ярких и интересных эмоций, ощущений от вина. Узнавайте, читайте, пробуйте, экспериментируйте! Это очень правильный опыт и хорошее настроение!
Винный бар "Хороший год".