На Интернет-аукционе картину, которую возможно написал Юдель Пэн, купили почти за 10.000 долларов.

8 дней назад на беларуском Интернет-аукционе «Ау.by» появился очень интересный, но в тоже время неоднозначный лот – картина Юделя Пэна, основателя Витебской художественной школы и учителя ряда художников, в том числе и Марка Шагала.

Картина не характерна для манеры письма Юделя Моисеевича. Сам продавец вел себя более чем странно, информацию о произведении приходилось буквально выдирать клещами. Стартовая цена лота была 1 рубль, но начала быстрыми темпами набирать обороты, что полностью объяснимо. Если полотно – подлинник, то его цена может достигнуть нескольких десятков тысяч долларов, если не больше. Со слов автора аукциона, полотно прошло экспертизу в Национальном художественном музее и его подлинность была подтверждена экспертами, но даже фотографии атрибуционного заключения он не предоставил.

«Будзьма!» попыталась разобраться в вопросе. В Национальном художественном музее нас как бы отфутболили, мол, год назад на экспертизу приносили картину Пэна, но что за она была, какой результат исследований – не скажем, пишите запрос. Учитывая, что аукцион шел неделю, а ответ в музее обещали дать через 10 дней, это очень поможет при принятии решения. Но ок, камрад Александр Преображенский не поленился и заехал в музей с бумагой. Ответ получили еще до завершения торгов, но ответ ли это? Учитывая, что цена на картину уже достигала 3.000 долларов. А не «за Пэна» платить столько как-то не хочется.

Ответ на запрос об экспертизе от Национального художественного музея.

Но вот «Еврорадио» повезло больше. Я так понимаю, что фотографию заключения Национального художественного им предоставил сам продавец.

Атрибуционное заключение Национального художественного музея.
А теперь посмотрите на номер документа – 0000023. В ответе для «Будзьмы!» написано – 0015084 от 15 июня 2017 года. То есть получается, что это разные экспертизы. Похоже, в Беларуси развелось много картин Юделя Пэна. Скоро все вернисажи уличных художников будут заставлены работами известного мастера. Никакого криминала в этом, конечно, нет. Просто еще один камушек в сомнительность истории. Советую прочитать скриншот экспертизы, но если не хочется, сделаю просто выжимки из текста:

«…подпись была сделана до образования кракелюра, очевидно, вскоре после написания картины, что свидетельствует о ее подлинности…».
«…подпись на картине имеет черты сходства с надписью на обороте, а также с достоверными образцами подписей Ю.М. Пэна…».
«Представленная для атрибуции работа композиционно и пластически не характерна для творчества Ю.М. Пэна середины 1900-ых годов. Очевидно, это копия с некого произведения…».
«Представленное на атрибуцию произведение имеет художественную, культурную, историческую и музейную ценность».
«Таким образом, исходя из результатов исследований, авторство Ю.М. Пэна может быть подтверждено…», — в принципе это все что нужно знать о данной картине. Может быть подтверждено, а может и не очень. Очень радужное и понятное заключение экспертов из Национального художественного музея. Музей не берет на себя ответственность за ваши потраченные деньги.

Радует во всей истории одно. Покупатель картины сам живет в Витебске и, скорее всего, выкупил картину для своей коллекции. По крайней мере, просто так продать за рубеж он ее не сможет, разве только что в Россию. Но там покупателя еще нужно найти. Учитывая сомнительность всей истории, это будет не так просто сделать. Впрочем, если вы увидите где, что продается эта картина, вы нам напишите. Интересно проследить за ее судьбой.