Хочу на 75 сантиметров! Фоторепортаж.

Думаю, проезжая по Гродненской трассе недалеко от поворота на Лиду, многие из вас видели маленькие поезда, которые шныряют по полям. Это узкоколейка, которая обслуживает местное торфопредприятие. Да что далеко ехать, чтобы посмотреть на этот странный сейчас, а когда-то очень востребованный и доступный транспорт. Рядом с парком Челюскинцев начинается «Детская железная дорога». Это тоже узкоколейка, только здесь поезда катают пассажиров. Раньше это было частым явлением в труднодоступных районах. По сути, та же «железка», только размерами поменьше, а обслуживанием подешевле. Ширина путей всего 750 мм, в отличие от взрослой дороги, которая в странах пост-СССР имеет колею 1520 мм.

Состав на ней не так устойчив, перевозит меньше грузов, да и скорость невысокая. Зато узкоколейку можно быстро развернуть: требуется потратить меньше усилий, чтобы проложить пути. Да и она не столь требовательна к насыпи, а порой ее и вовсе нет.

фотографии прокручиваются.

Первая узкоколейка появилась в Англии, в середине XIX века, потом построили еще парочку таких железных дорог в Европе. Основное предназначение было перевозить грузы при разработке полезных ископаемых, доставке древесины с вырубок, а порой транспортное соединение двух больших железнодорожных магистралей. Все изменила Первая Мировая война. Линия фронта в Беларуси была устойчивой, возить надо было много всего. Поэтому немцы на нашей территории развернули широкую сеть узкоколеек. Правда, сейчас от них остались одни воспоминания. Разобрали на металлолом, автотранспорт оказался выгоднее. В Советском Союзе узкоколейки достигли своего расцвета во времена ГУЛАГа – соединяли лагеря и места работы заключенных.

фотографии прокручиваются.

Сейчас в Беларуси существует 30 узкоколеек. Все они принадлежат торфоперепабатывающим предприятиям. Добытое сырье выгоднее и проще перевозить на таких маленьких уютных составах. Меня же больше интересовала возможность прокатиться на поезде-малыше. К слову, их у нас больше не выпускают. Весь подвижной состав — 60-70-ых годов прошлого века, но потерпеть час-два можно, зато никто не мешает открывать двери и высовываться наружу. Это кайф! Особенно по такой лесной дороге.

фотографии прокручиваются.

В кейсе проекта 750mm.by на сегодня 5 экскурсий по беларуским узкоколейкам. Кроме поездки по самой железной дороге Артем Слизский старается еще организовать интересную экскурсию в какой-то музей или на интересное предприятие. Когда мы ездили на Ивацевический ТБЗ, таким бонусом стало посещение музей железнодорожной техники в Барановичах. В плане информативности – намного интереснее, чем узкоколейка. Но эмоции были все-таки от поездки по маленькой железной дороге.

фотографии прокручиваются.